Сказано в Торе: «И сказал Элоhим: "Да порастёт земля порослью, травой семяносной, плодовым деревом, дающим плод по роду его"» (Берешит, 1;11). «Объясняет раби Ханина Бар-Папа о сказанном (Псалмы, 104;31): «Да будет слава Б-га вовеки, радоваться будет Б-г делам Своим»: "Так изрёк (ангел) правитель мира, когда сказал Святой, Благословен Он — "по роду его" о деревьях, и произросла также трава"» (Вавилонский Талмуд, Хулин, 60;1).
"По роду его" означает, что каждый вид должен произрастать отдельно от других видов. Поэтому когда Всевышний сказал о деревьях, чтобы каждое росло "по роду его", по этому речению произросла также и трава: это обусловлено правилом "ка́ль ва-хо́мер" קל וחומר ("к более весомому", аналогично лат. "a fortiori").
Почему всё должно расти "по роду его"? "Деревья" — это великие мудрецы и праведники, и как деревья высоки и растут, не опираясь одно на другое, так и мудрецы растут каждый отдельно, и об этом сказал ангел: "Да будет слава Б-га вовеки, радоваться будет Б-г делам Своим", что означает — Всевышний радуется деяниям каждого праведника и мудреца. Если люди малы, они подобны траве, когда каждая травинка опирается на другую, и об этом сказано: "И пусть соблюдают сыны Исраэля шабат, чтобы сделать шабат для своих поколений Заветом вечным" (Шмот, 31;16).
"По роду его" означает, что великие мудрецы освящают себя Заветом через тайны Торы (это Кабала, скрытая часть Торы), и это называется высшим единением; а малые люди освящают себя Заветом через исполнение Заповедей (это Галаха, открытая часть Торы), и это называется нижним единением. И малым людям следует более остерегаться, чтобы не нарушить Завет, чтобы освящать себя "по роду его", и им следует расти, как траве, опираясь друг на друга. Поэтому по речению "по роду его", сказанному о деревьях, произросла также трава, согласно правилу "каль ва-хомер".
Ребе Нахман из Бреслава.